• Главная
  • Судоходство по Северскому Донцу: как пароход "Лисичанск" перевозил грузы в 19 веке
ЭТО ИНТЕРЕСНО
17:00, 10 сентября

Судоходство по Северскому Донцу: как пароход "Лисичанск" перевозил грузы в 19 веке

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Судоходство по Северскому Донцу: как пароход "Лисичанск" перевозил грузы в 19 веке

Ещё в 18 веке берёт своё начало история судоходства по реке Дон, а немного позже и по Северскому Донцу. Его ценность в те времена была в том, что своим течением он прорезывал самые хлебородные местности, в верховьях имел много лесов, а его прибрежья изобиловали каменными углями и железными рудами. 

Опыты судоходства по Донцу на участке Лисья балка – Луганск завершились плаванием парохода «Лисичанск».

Он был построен в 1867 году за счет Луганского литейного и Лисичанского чугуноплавильного заводов. Пароход «Лисичанск» два года плавал по Донцу. Перевозя различные грузы в Лисичанский чугуноплавильный завод, он дал прибыли до 4 тысяч рублей, но служба его оказалась недолговечной. Горный начальник Луганского округа писал:

«После двухлетнего плавания по Донцу парохода «Лисичанск» судно это 4 ноября 1869 года потерпело крушение вследствие пробоины, полученной от удара в невидимую под водой корчь. По освидетельствовании комиссией его повреждений пароход этот разобран, металлические части отправлены на Луганский завод, а корпус по исправлению доставлен на Красноярскую пристань. Пароход стоил 3 765 р.73 коп. Корпус оценен в 25 руб. и признан годным к использованию в качестве баржи. К сему считаю нужным присовокупить, что пароход построен на счет Лисичанских сумм. Пароход этот в течение двухгодичного плавания дал сбережения в расходах по перевозке тяжестей до 4 тысяч рублей, т.е. суммы, значительно превышающей последствий от крушения парохода убыток. Пароход был на приходе на Лисичанском заводе, баржу оприходовали тоже по Лисичанскому заводу».

Первое плавание «Лисичанска» не увенчалось успехом по причине повреждения парохода от мелей и карчей на фарватере Донца и препятствий к свободному пропуску парохода через мосты и паромы частных владельцев. 

К лету 1868 года пароход был исправлен и снова начал плавание, но рейсы ограничивались  пространством Донца от Красного Яра до Лисичанска.

Судоходство по Северскому Донцу: как пароход "Лисичанск" перевозил грузы в 19 веке, фото-1

Вот некоторые данные о пароходе "Лисичанск" и судоходстве по Донцу из статьи горного инженера, начальника Луганского горного округа (1865-1871 гг.) Илиодора Федоровича Фелькнера, напечатанной в августовском номере Горного журнала за 1869 год.:

  • С мая по сентябрь 1868 года пароход «Лисичанск» сделал 30 рейсов, совершая их даже при самом низком стоянии воды.
  • Из расчета силы парохода, его размеров и скорости движения вверх и вниз течения, оказывается, что средняя скорость течения воды в Донце едва достигает 2½ фут (1 фут - это 0,3048 м) в секунду.
  • Карчи (устар. затонувшее дерево, бревно или пень с корнем) представляют собой несравненно большую опасность для парохода чем мели.
  • В октябре месяце пароход «Лисичанск» сделал рейс в Каменскую станицу и обратно. Результаты этого рейса весьма утешительные.
  • Ставя условием безостановочное движение по Донцу, наилучший размер пароходов для коммерческой цели должен сыть следующий: длина до 140 фут; ширина 20; сила от 20 до 40 лошад. Такие пароходы будут ходить вверх по течению без баржи с скоростью от 10 до 12 верст в час.
  • Дешевизна каменного угля на Донце - обстоятельство весьма способствующее учреждению на этой реке пароходства. Лисичанск и Каменская станица вот две главные станции где пароходы могут запасаться углем по цене около 5 копеек сер. за пуд. Периодом навигации можно считать от 15 марта до 1 декабря.
  • Таким образом опыты 1868 и 1869 годов приводят к заключению, что на протяжении от Лисичанска до Каменской станицы 230 верст пароходство по Донцу возможно, а расчистка его русла стоит далеко не столь дорого как предполагалось.
  • По приблизительному соображению полное содержание парохода в 25 сил с баржами обойдется до 5,000 руб. в год, а ценность доставки на 100 верст водою около 1½ коп. сер. с пуда, не считая погашения затраченного капитала.
План реки Северного Донца от устья р. Казенного Торца до станицы Каменской

План реки Северного Донца от устья р. Казенного Торца до станицы Каменской

Занимались судоходством на Донце и иностранцы. Наряду с горным ведомством попытки организовать здесь судоходство предпринимались в Изюме, а также компанией Арман-Задлера, владевшей Голубовским имением. Она имела на Донце свои плоскодонные пароходы. Компания пригласила голландского инженера Станга, специалиста по канализации рек, для осмотра Донца. Он сделал заключение, что Северский Донец можно сделать весьма удобным для судоходства и даже без особенно больших затрат. Однако затраты никто не рискнул нести. К тому же, наступала эпоха железных дорог.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Специальный проект от информационно-новостного портала 6451, в котором мы расскажем вам об исторически важных, неизведанных или самых красивых и популярных местах Луганской области. Виртуальная экскурсия по Луганщине - это возможность узнать о своей малой Родине что-то новое и интересное.

Комментарии

Объявления
live comments feed...