• Головна
  • Как власть готовит законодательное ограничение прав профсоюзов
10:47, 1 липня 2020 р.

Как власть готовит законодательное ограничение прав профсоюзов

Как власть готовит законодательное ограничение прав профсоюзов

Очередное произведение ждет своего вынесения на рассмотрение в сессионный зал Верховной Рады. Его автором являются 42 народных депутата от "Слуги народа". И речь идет о проекте закона о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины (относительно отдельных вопросов деятельности профессиональных союзов).

Подается он под лозунгом необходимости усовершенствования и осовременивания правового регулирования деятельности профсоюзов, в том числе, относительно их участия в трудовых отношениях.

Необходимости модернизации профсоюзов никто не отрицает. Но вопрос в деталях и методах реализации этой цели. Как замечает даже Главное научно-экспертное управление Верховной Рады в своем выводе к законопроекту: "в проекте, одновременно с осовремениванием соответствующего законодательства, предлагается ограничение многих прав и гарантий деятельности профсоюзов, чем нарушается государственная гарантия на реализацию трудовых прав граждан".

Итак по сути. Законопроектом предлагается изменения в Кодекс законов о труде Украины и закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

В частности, предлагается исключить следующие полномочия профсоюзов:

  • принимать решение о требовании к собственнику или уполномоченного им органа расторгнуть трудовой договор с руководителем предприятия, если он нарушает закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законодательства о труде, уклоняется от участия в переговорах относительно заключения или изменения коллективного договора, не выполняет обязательств по коллективному договору;
  • осуществлять контроль за подготовкой и подачей собственником или уполномоченным им органом документов, необходимых для назначения пенсий работникам и членам их семей;
  • осуществлять контроль за предоставлением пенсионерам и лицам с инвалидностью, которые до выхода на пенсию работали на предприятии, права пользования наравне с его работниками имеющимися возможностями по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные учреждения и другими социальными услугами и льготами;
  • требовать от собственника или уполномоченного им органа, другого должностного лица соответствующие документы, сведения и объяснения относительно условий труда, выполнения коллективных договоров, соблюдения законодательства о труде и социально-экономических прав работников;
  • проверять работу заведений торговли, общественного питания, здравоохранения, детских учреждений, общежитий, транспортных предприятий и предприятий бытового обслуживания, принадлежащих или предоставляющих услуги предприятию, учреждению, организации, в которых работают члены профсоюзов;
  • проверять расчеты по оплате труда и государственного социального страхования, использования средств на социальные и культурные мероприятия и жилищное строительство;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов, допускается без предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются;
  • здания, помещения, сооружения, в том числе арендованные, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия, учреждения, организации и членов их семей, а также оздоровительные лагеря могут передаваться на договорных началах в пользование профсоюзным организациям;
  • допускается увольнение по инициативе собственника или уполномоченного им органа работников, которые избирались в состав профсоюзных органов предприятия, учреждения, организации, в течение года после окончания срока, на который избирался этот состав;
  • не предоставляется предыдущая работа (должность) или по согласию работника другая равноценная работа (должность) работникам, уволенным в связи с избранием их в состав выборных профсоюзных органов, после окончания срока их полномочий.

А теперь обратим внимание на откровенное юридическое невежество, которое содержится в конкретных новеллах законопроекта.

В законопроекте отмечается, что на одном предприятии, в учреждении, организации может быть образовано не более 2 первичных профсоюзных организаций. Авторов законопроекта не удержало, что таким образом, нарушаются ст. 2, 3 Конвенции МОТ о свободе объединения и защиты прав объединяться в профсоюзы (так называемая Конвенция МОТ 87), ст. 22 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 5 Европейской социальной хартии, ст. 36 Конституции Украины, ст. 6 закона Украины "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности". И это не считая того, что такая дискриминационная норма лишает граждан Украины права на свободу объединения, которое гарантировано Конституцией Украины.

Авторы законопроекта предлагают исключить возможность создания профсоюзов лицами, которые учатся в одном учреждении образования. Такая норма прямо противоречит ст. 22, 36 Конституции Украины и Международной Конвенции МОТ 87.

В законопроекте содержится предложение о лишении профсоюзов права осуществлять контроль за подготовкой и подачей собственником или уполномоченным им органом документов, необходимых для назначения пенсий работникам и членам их семей. И это не согласуется с определением профсоюзов представителями застрахованных лиц в ст. 1 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". То есть уже закладывается конфликт норм. 

Предлагается отменить без должной аргументации норму об обязанности работодателя в случае задержки выплаты заработной платы на требование профсоюза давать разрешение на получение в банковских учреждениях информации о наличии средств на счетах предприятия или организации либо получить такую информацию в банковских учреждениях и предоставить ее профсоюзному органу. 

Исключается положение об обязательности рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и работодателями предложений профсоюзов о переносе сроков, временном прекращении или отмене мероприятий, связанных с увольнением работников. А это против ст. 50 закона Украины "О занятости", где четко содержится требование к работодателю принимать меры для предотвращения массовых увольнений, в том числе путем проведения консультаций с профсоюзами. Кроме того, это противоречит положениям Директивы Совета 98/59/ЕС, которая должна быть имплементирована в национальное законодательство согласно Соглашению об ассоциации. Там предусмотрено проведение работодателем консультаций с представителями работников в случае планирования проведения им сокращения штатов.

В проекте предлагается отменить право работодателя предоставлять профсоюзам информацию относительно условий и оплаты труда работников, социально-экономического развития предприятия (конфликт норм ст. ст. 4, 5 закона Украины "Об информации", а также грубое нарушение норм Международной конвенции МОТ о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя.)

И в завершение. Законопроект лишает работников, которые избираются в состав профсоюзных органов, дополнительных гарантий во время привлечения их к дисциплинарной ответственности, увольнения членов выборных профсоюзных органов без согласия профоргана (изменения в ст. 252 КЗоТ, ст. 41 закона). Понятно, что таким образом это фактически предоставляет широкие возможности давления на представителей профсоюза. А с юридической точки зрения это очередное нарушение этим законопроектом требований ст. 1, 2 Конвенции МОТ № 135 о защите прав представителей работников на предприятии и возможности, которые им предоставляются. 

Итак, вполне очевидным является существенное ограничение этим законопроектом прав профсоюзов. С правовой точки зрения, в нормах законопроекта заложено много конфликта норм с ныне действующим украинским законодательством, возникает риск нарушения обязательств Украины по международным договорам, в том числе положений Соглашения об ассоциации между Украиной и конвенций Международной организации труда.

Но, особенно этот законопроект начинает "играть красками", если вспомнить, что власть уже неоднократно заявляла о большой приватизации государственных предприятий, которых сейчас насчитывается 3789. И разумеется, в случае принятия такого законопроекта возможность работникам защитить свои права через профсоюзы будет лишь условной. 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...