• Главная
  • Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?
15:00, 28 сентября

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?

Территория Лисичанска в давнее время входила в Дикое поле - степное пространство, по которому перемещались кочевые народы. Самые давние из них, описанные ещё древнегреческим историком Геродотом, назывались киммерийцами. Эти пастушечье-земледельческие племена обитали на степных просторах от Днестра до Дона в Х – VIII веках до Р.Х. Их сменили скифы, потом были сарматы, аланы, готы, гунны, анты... И такая смена происходила вплоть до XVIII века.

Но оказывается, что еще задолго до киммерийцев лисичанскую землю заселяли другие народности.

В начале ХХ века археолог В. А. Городцов, проводя раскопки курганов в бассейнах рек Северский Донец и Бахмут, раскрыл и описал три вида погребений, а исходя из обрядов захоронений в курганах, он выделил и три основные культуры: ямная, катакомбная и срубная. Все они относились к эпохе бронзы.

Свои названия люди бронзового века – ямники, катакомбники и срубники – получили от вида захоронений под курганами. Скотоводы, кочевавшие со стадами животных по водоразделам рек, хоронили своих умерших сородичей в ямах, закрытых стволами деревьев, а сверху засыпанных землей в виде кургана. От этих ям и пошло название – ямники.

Представители катакомбной культуры, сменившие ямников, хоронили покойников под курганами небольшой высоты, но довольно большого диаметра, иногда в тех, где уже лежали ямники. Каждый курган содержал, как правило, несколько захоронений, иногда несколько десятков. По-видимому, в одном кургане хоронили всех умерших членов патриархальной семьи.

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?, фото-1

А кто же первым стал жить постоянно на лисичанском берегу Северского Донца? Первым оседлым народом можно считать катакомбников.

Лисичанских катакомбников назвали террафоксами, что означает – люди, проживающие на территории лис: terra – территория, fox – лиса. Такое название им дал краевед Николай Ломако в своей одноимённой работе.

В 2006 и 2007 годах известный археолог Сергей Санжаров руководил экспедицией по вскрытию могильника родовой верхушки одного из племен катакомбной культуры. Это погребение расположено на так называемой Змеиной горе в районе Желатинового завода на юго-восточной окраине Лисичанска.

Здесь было вскрыто семь курганов, первые захоронения в которых были сделаны на рубеже ІІІ и ІІ тысячелетий до Р.Х., когда ямную культуру сменяла катакомбная. Об этом свидетельствуют находки в кургане No 1. В нем оказалось четыре катакомбы, но лишь в одной находился керамический горшок. Это нехарактерно для катакомбников, обычно ставивших в могилу от одного до трех пышно орнаментированных сосудов. И горшки катакомбников были уже плоскодонные, характерные для оседлого населения. А такими небольшими, круглодонными, яйцевидными горшочками, украшенными отпечатками шнура, пользовались племена ямной культуры, предшественники террафоксов.

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?, фото-2

Террафоксы хоронили своих покойников в курганах небольшой высоты, но часто довольно большого диаметра. Каждый курган вмещал несколько погребений – в Лисичанске число захоронений доходило до восьми. В одном кургане хоронили всех умерших одной патриархальной семьи. Найденные костяки преимущественно принадлежат мужчинам, а значит, роль женщин в обществе отошла на второй план, наступил патриархат.

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?, фото-3

Однако в одной из катакомб нашли сразу два женских скелета, возможно, это была жена вождя или главы племени с рабыней или прислужницей. Здесь же, на Змеиной горе, одно из захоронений принадлежало ребенку. По мнению руководителя экспедиции С. Санжарова, этот могильник принадлежал верхушке племени катакомбников.

Об исключительном социальном статусе погребенных свидетельствуют огромные трудозатраты. Ведь глубина ям, выкопанных в материке, доходила до 3-4 метров. Вход в катакомбы был закрыт плитами песчаника приличных размеров, которые нужно было достать со дна балки и доставить за несколько сот метров, а потом опустить в яму. Плиты же были такие, что четыре члена экспедиции поднять их на поверхность не могли. Да и наличие во всех могилах взрослых покойников бронзовых орудий в то время, когда бронза была еще весьма ценным материалом, говорит о том, что это был могильник не рядовых членов племени, и которые уже тогда не лишены были чувства прекрасного: в захоронениях были найдены медные бусы, серебряные подвески, пряжки из кости.

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?, фото-4

Еще о прекрасном. В 2008 году на северо-восточной окраине Лисичанска в поселке Березовом в мужском погребении найдена серебряная серьга. Кстати, одну серьгу в ухе любили носить и донские казаки. А ведь террафоксов и донцев разделяет четыре тысячелетия!

Рядом с этим двухметровым костяком мужчины с серебряной серьгой находилась и булава из рога какого-то вида оленя – символ власти. Ручка булавы орнаментирована “елочкой”, а перед головкой нанесены кольца. Тут сразу возникает ассоциация с запорожскими казаками. Но таким высоким ростом обладал не только вождь племени.

Высокий рост был вообще характерен для террафоксов. В их захоронениях археологи часто находили скелеты длиной около двух метров. Наверное, и сила была под стать росту, потому и легче им давалось перемещение песчаниковых плит, используемых при устройстве захоронений.

Сами же террафоксы, придя на эту территорию, стали превращаться в оседлое население. Теперь они стали жить большими родовыми семьями, выпасая своих животных в окрестностях обжитого поселения.

Оставалась определенная культурная и племенная общность. Судя по особенностям захоронений и находкам в них, территория обитания террафоксов распространялась от Северска на западе до Славяносербска на востоке, и от Попасной на юге до Северского Донца на севере. За пределами этой территории также жили катакомбники, принадлежащие к той же культуре, но среда обитания и род занятий привносили свои особенности в жизненный уклад и в обрядность племен. Потому можно отличить наших террафоксов от других.

Мест поселений катакомбников найдено не много, гораздо меньше, чем захоронений. Более 75 % найденных поселений катакомбников сосредоточено на левобережной террасе Северского Донца и его притоках, а на правобережье – мало, на территории же террафоксов и вовсе пока – ни одного.

Это объясняется тем, что террафоксы жили в балках, где легче было укрыться самому и укрыть животных от осеннее-зимней непогоды, может и в той же Лисьей Балке. А за более чем четыре тысячелетия ни одна балка не могла не измениться и сохраниться в том виде, какой она была тогда. Поэтому основным источником информации о террафоксах остаются их курганные захоронения, расположенные на водоразделах рек и балок, то есть в наивысших точках территории.

Из десяти раскопанных в Лисичанске катакомб уцелело только две: четырехлетнего ребенка на Змеиной горе и вождя с булавой в Березово. Но погребения немало рассказывают о террафоксах.

Их погребальный обряд был весьма оригинален. Вместо обычной ямы под насыпью кургана сооружали специальную подземную камеру – катакомбу. Высекались эти подземные усыпальницы в одной из стенок входной ямы, опущенной до уровня твердой глины. Ямы копали лопатками животных или деревянными лопатами. В уцелевшем погребении в Березово стены колодца орнаментированы елочными канелюрами – углублениями в глинистых стенках в виде “елочки”; эту символику называют “древом жизни”.

В нижней части ямы вырывалась пещерка – катакомба овальной формы в плане и со сводчатым потолком. В ней на подстилке из шкуры животного или камыша и размещали покойника, редко – двух. Тело укладывали на правом боку в скорченном состоянии (ноги подогнуты), руки согнуты в локтях, ладони – перед лицом. Такое положение уподобляло умершего зародышу или плоду в материнской утробе. Головой покойники ориентированы на юг, иногда с отклонением к ЮЗ или ЮВ – лицо и темя были обращены к восходам зимнего и летнего Солнца.

Согласно погребальному ритуалу, покойника, как и в древнеямных погребениях, посыпали красной охрой, отчего кости оказывались окрашенными в красный цвет.

Террафоксы у ног покойников оставляли лепешки или шарики, изготовленные из охры, растертой с жиром. У ног вождя Березовского погребения нашли орнаментированный шар диаметром девять сантиметров.

В уцелевшей катакомбе этого вождя, в глине пола обнаружено выдавленное изображение стопы несколько больше человеческого размера, которое было засыпано также красной охрой. Иногда изображения стопы встречаются в захоронениях катакомбников и в других местностях. 

Красная краска была символом огня, имеющего очистительную силу. О таком значении охры свидетельствуют находки ее вместе с золой и углями в глиняных жаровнях – курильницах и случаи, когда глиняный сосуд был поставлен на краску, как на огонь. В наиболее древних захоронениях курильниц еще не было, но угли и зола свидетельствуют об участии огня в обряде.

Отправляя покойника в “загробную жизнь”, живые давали ему пищу в горшках, в которых были найдены остатки чего-то похожего на просо. Чаще всего находили пустые горшки, в которые, наверное, наливали молоко или кумыс.

Но давали и инструмент, с которым можно было «добыть» себе пищу. Чаще всего это были бронзовый копьевидный нож и четырехгранное шилье, которым могли прокалывать яремную вену у быка и пить кровь. Это практиковалось в то время. А вообще его использовали при изготовлении изделий из шкуры. В Приволье был найден бронзовый топор – очень редкая находка. Попадаются терки-наковаленки, долото и рядом с бронзовыми инструментами – кремниевые орудия и оружие в виде наконечников копий. Но, ни в одном из захоронений террафоксов не найдено было какого-либо серпа, мотыги или иного орудия труда земледельца.

Катакомбу террафоксы закрывали плитами песчаника или окаменевшего дерева и засыпали яму землей или камнями. Интересно, что материал для засыпки использовали принесенный. Кольцо глины, выкопанной из катакомбы и нижнего слоя ямы, оставалось на поверхности вокруг ямы и затем оказывалось засыпанным курганом. Некоторые исследователи считают такое глиняное кольцо символом полной Луны.

Террафоксы «преподнесли» редкий подарок исследователю их культуры профессору Санжарову, экспедиция которого в сезон 2007 года в Березовском кургане на глубине 1 м от поверхности земли обнаружила глыбу из песчаника. При осмотре оказалось, что этот камень весом в 300 килограммов и размерами 1,3×0,5×04 м представляет собой изображение первопредка.

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?, фото-5

Такие каменные изваяния, которым приписывались человеческие качества, назвали антропоморфными стелами. Спереди и сзади на стеле изображены предметы обихода людей: лук, топор, пояс и солярные знаки, которые символизируют солнце. Считалось, что солнце выезжает на колеснице, у которой спицы в виде креста, потому и различного вида кресты относятся к солярным знакам. Всех поразил солярный знак в виде круга, вокруг которого высечено 9 точек. Сразу напрашивается мысль – солнце и 9 планет. Но ведь люди, не умеющие даже писать, не могли знать устройство солнечной системы.

Присутствовавший на раскопках археолог из Киева Яков Гершкович пояснил, что на песчаниковой стеле изображено некое божество, за поясом у которого находятся лук и топор; на одной стороне в круге изображен крест – символ жизни, крест в 2-х кругах – символ смерти, а круг с девятью точками – это символ жизненного пути человека. Так как стела устанавливалась на кургане, который играл роль святилища, то человек, приходивший помолиться своим богам, обходя по кругу курган, как бы проходил свой жизненный путь, отсчитывая отпущенное время: рождение – жизнь – смерть и так далее снова по кругу.

Стела стояла на поверхности кургана около 1000 лет, поэтому многие изображения стерты. В этом кургане был погребен очень влиятельный человек, и стела стояла столько, сколько в этом районе обитали катакомбники. А потом пришли срубники, которым все катакомбное чуждо, свергли изваяние, насыпав сверху свое погребение, и стела оказалась внутри кургана.

Древнейшая история Лисичанска: кто такие террафоксы?, фото-6

Подобных стел в Украине найдено меньше десятка, но то были случайные находки вне разрушенных могильников. Эта – единственная, сохранившаяся в уцелевшем кургане. Пока единственная, потому что курганов на земле лисичанской еще много, и изучение террафоксов продолжается.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить

Комментарии

Объявления
live comments feed...