14:10, 17 червня 2020 р.
5 тыс. грн в месяц и "привет от МВФ". Какие перемены ждут пенсионеров и кто за них заплатит
Рост пенсионного возраста, дополнительные выплаты, - какие только слухи не витали вокруг нового меморандума Украины с МВФ. На днях стало известно, что власти все-таки обязались "стимулировать более поздний выход на пенсию", то есть продолжать внедренную в 2017 году пенсионную реформу "с целью замедления притока новых пенсионеров". Такова была цена выделения Международным валютным фондом 5 млрд долл.
При этом есть и хорошая новость: скоро пенсии должны вырасти до "статистически измеренного прожиточного минимума". По крайней мере, это еще одно требование, под которым подписалась Украина. В правительстве уже подготовили ряд новшеств, при помощи которых планируют выполнять свои обещания. Действительно ли пенсионеры станут получать больше, на какие суммы можно рассчитывать и кто возьмет на себя новые расходы?
Денег нет, но вы держитесь
Среднестатистическая пенсия в Украине по состоянию на начало года - 3083 грн. На выживание в нашей стране, по оценкам экономистов, нужно как минимум в 2 раза больше.
Но финансов нет. После внедрения карантинных ограничений и поблажек для плательщиков ЕСВ в Пенсионный фонд, в апреле поступило почти на миллиард меньше, чем в апреле 2019 года. Расходы фонда превысили доходы почти на 5 млрд грн.
И это при том, что после "коронавирусного" секвестра бюджета финансирование Пенсионного фонда увеличили почти на 30 миллиардов. Деньги выделили на то, чтобы наконец провести индексацию пенсий и доплатить "Вовину тысячу" тем, кто получает на руки менее 5 тысяч в месяц.
Всего же за 13 лет фонд задолжал украинской казне почти 50 миллиардов гривен. И эта сумма будет только расти. Пенсионеров в Украине уже 11,3 миллиона, а плательщиков ЕСВ - 10,4. То есть один официально трудоустроенный гражданин уже содержит более одного пенсионера. В Германии, для сравнения, на одного пенсионера приходится двое работающих. По подсчетам Всемирного банка, уже через 20 лет трое работающих в нашей стране будут финансово тянуть четырех пенсионеров. И судя по тенденции, мы этот план выполним раньше срока.
Очень вероятно, что из-за нехватки финансирования на точечные инициативы президента уже через несколько месяцев бюджет придется снова переписывать. Международные кредиторы опасаются, что из-за дефицита Пенсионного фонда Украине будет сложно вернуть им долги, поэтому в меморандумах стараются прописывать условия, которые бы минимизировали такой риск, в частности повышение возраста, необходимого для выплат. Если соответствующее решение будет принято, граждане будут дольше платить налоги в казну. А кто-то - попросту не доживет до пенсии и сэкономит деньги государства.
Несмотря на то, что премьер-министр и министр соцполитики неоднократно опровергали подобные сообщения от СМИ, оказалось, что косвенно данное требование в меморандуме все же прописано. Там идет речь о продолжении пенсионной реформы со "стимулами для более продолжительной работы". И также четко указано: страна обязуется воздержаться от изменений, "которые бы привели к снижению эффективного возраста выхода на пенсию".
Пенсионная реформа не предусматривает рост пенсионного возраста в буквальном смысле, а только повышение требований по количеству необходимого для выхода на заслуженный отдых стажа. Но фактически это и есть завуалированный рост пенсионного возраста.
В Украине в рамках реформы с каждым годом все больше ужесточаются требования по стажу. На тот момент, когда реформа развернется полностью, "набрать" нужные рабочие годы смогут далеко не все. То есть на пенсию с каждым годом сможет претендовать все меньше пенсионеров.
Некоторые шаги в сторону "работы до гроба" уже прослеживаются. Например, Верховная Рада отклонила закон, который позволял женщинам выходить на пенсию в 55 лет при наличии 30-летнего стажа.
Существует мнение, что в ближайшее время в первую очередь произойдет сокращение расходов на пенсии и социальную сферу. Однако, без излишнего пессимизма подчеркнем: требование поднять пенсии в меморандуме все-таки есть. Но, как команда президента будет добиваться его исполнения, непонятно.
Ранее президент в одном из своих интервью говорил, что реального плана по достижению роста пенсий нет. Вполне вероятно, обязательство будет выполняться путем внедрения накопительной пенсионной системы, о чем систематически заявляется уже не первый год. В фонде, к слову, прямо подчеркнули, что поддерживают такую реформу, если она проработает долгое время.
Копим на "статистически обоснованную" пенсию
Если в солидарной системе деньги накапливаются, а затем делятся между всеми пенсионерами, то в накопительной системе человек будет собирать финансы на старость сам. Жителей украины обяжут, кроме ЕСВ, осуществлять дополнительные взносы с зарплаты, которые им вернутся после выхода на пенсию. То есть фактически источником для повышения пенсий станут сами граждане.
Еще в начале года министр социальной политики Юлия Соколовская заявляла, что накопительной пенсионной системе в Украине не быть. По ее словам, ожидания людей слишком большие. Однако затем председатель комитета Рады по вопросам налоговой политики Даниил Гетманцев заявил, что новшество все-таки будут внедрять, но постепенно, "чтобы не навредить".
В Минсоцполитики, как раз недавно, презентовали законопроект, который отчасти внедряет обязательные накопительные пенсии для тех, кому еще нет 35 лет, и для тех, кто трудоустроен на "вредной" работе. Если за него проголосуют, народ будет выбирать пенсионные фонды для внесения взносов уже с октября.
За людей, трудоустроенных по списку № 1, например шахтеров, работодатели должны будут платить на 15% ЕСВ больше. За работников из списка № 2, например трудоустроенных в черной металлургии, работодатель доплатит еще 7% налогов в месяц. А за водителей городского пассажирского транспорта, доярок, свинарок будут взымать дополнительные 3%. Сами работники ничего дополнительно оплачивать не будут.
Часть денег пойдет на льготные пенсии, а часть - отложат на будущее и станут приумножать. Из плюсов для предприятий - то, что им больше не придется компенсировать фонду затраты на выплату льготных пенсий. Долги, которые будут накоплены до вступления в силу этого закона, предлагают рассрочить на 5 лет. Правда, не факт, что их в итоге удастся "выбить" с должников. Кроме того, чтобы перейти на новую систему, придется дополнительно потратить еще 1,5 миллиарда гривен, которые еще необходимо найти.
Принять участие в программе можно будет и добровольно, оплачивая дополнительные 3% налога в месяц из своего кармана. По сути, это то же самое, что и уже действующая система добровольного накопления. Вряд ли стоит ждать бума на это предложение: по состоянию на начало 2019 года в ней приняли участие лишь 5% официально трудоустроенных жителей страны.
На какие конкретно суммы можно будет расчитывать?
Если в программе примет участие 30-летний житель Украины из списка № 2 со средней зарплатой в 10 430 гривен, то до достижения необходимого 55-летнего возраста накопит чуть больше 219 тысяч гривен. С учетом средней продолжительности жизни, после выхода на заслуженный отдых он будет в месяц получать около 1 825 гривен.
Если прибавить эту "накопительную" тысячу к средней пенсии в Украине, как раз получается фактический прожиточный минимум, который, по данным Кабмина, составляет 4-5 тысяч гривен.
В любом случае, пока это только пробная версия накопительной системы, которая касается лишь нескольких десятков профессий. Полномасштабные же идеи уже звучали от нардепов Галины Третьяковой и Натальи Королевской.
Сработают ли накопительные пенсии в Украине
Финансовый аналитик, эксперт Growford Institute Алексей Кущ считает, что сейчас не время для накопительной системы.
"Это хорошая тема для создания долгосрочных стимулов, чтобы люди не уезжали из страны. Но такие меры не запускаются в масштабные кризисы, подобные нынешнему, посткарантинному. Есть два основных механизма накопительной системы. Один увеличит фискальную нагрузку на работодателя, другой - на наемного работника. В условиях, когда предприниматели и так не могут платить налоги, рост налогообложения - это неправильно", - подчеркивает он.
Эксперт уверен, что рост налогового давления только сократит поступления от ЕСВ, и дефицит Пенсионного фонда еще больше вырастет. Это будет критично, ведь из-за сокращения зарплат и увольнений на карантине налоговые отчисления уже упали на 20%.
Аналитики подсчитывают: внедрение "вредной" инициативы Минсоцполитики обойдется предприятиям в дополнительные 2 миллиарда в год. А масштабный запуск накопительной системы - в более 100 миллиардов гривен. Учитывая то, в каком состоянии находится бизнес после коронавирусных ограничений, это забьет еще один гвоздь в крышку гроба украинского предпринимательства. Вероятно, бизнесу придется регистрироваться за границей либо же частично переходить в тень.
Отдельный вопрос, помимо того, сколько процентов "сверху" брать с работодателей - куда вкладывать деньги на будущие пенсии?
Для того чтобы накопить нужную сумму для инвестирования, нужно ждать минимум около 5 лет. Планируется, что далее ее будут вкладывать на фондовом рынке, чтобы приумножить. Однако такого рынка в стране фактически нет. Инвестирование в негосударственные фонды - рискованная затея.
Если фонд будет неосторожен, он может потерять ваши деньги. И даже вклады в облигации внутреннего госзайма - не самое надежное предприятие. Идею же инвестирования на международных биржах власти не рассматривают, так как деньги должны играть на экономику Украины, а не других стран. Кроме того, проблематично будет контролировать этот процесс за рубежом.
"Если деньги вкладывать в ОВГЗ, то лучше и вовсе держать их под матрасом. Есть масса примеров, когда государства в других странах "накладывали лапу" на пенсионные активы и обещали отдать гражданам деньги "позже", - напоминает Алексей Кущ.
Действительно, в соседней Польше государство попросту не выплатило эти сбережения. Сотни миллионов долларов, которые затем превратятся в миллиарды, могут быть использованы не по назначению. Учитывая коррупционные факторы в нашей стране, эксперты не исключают, что украинцы вовсе останутся без своих выплат.
Да и в странах, где уровень коррупции гораздо ниже, от идеи накопительных пенсий отказываются. В Чехии система проработала всего три года. Доплаты по меркам страны были несущественны - всего около 25 евро в месяц. В Чили доплаты тоже были небольшими, так как вкладывать деньги можно было только внутри страны. Существенная инфляция и высокие комиссии от фондов попросту "съели" часть средств.
Учитывая этот момент, финансовый аналитик не верит, что деньги удастся приумножить.
"У нас не захотели объединять земельную реформу с пенсионной. Вместо того, чтобы деньги украинцев вкладывали в земельные активы, этот рынок отдали иностранному капиталу. Так что накопленное украинцами будет просто обесцениваться. Если бы все было наоборот, граждане бы понимали, что их вложения в Пенсионный фонд надежны. Землю нельзя украсть, вывести за границу. Кроме того, земля сельхозназначения приносила бы им доход в виде аренды. Даже в случае падения активов на землю продовольствие всегда будет пользоваться спросом, так что доходы будут", - говорит Кущ.
Нельзя сказать, что идея совсем нежизнеспособна, но при неправильной реализации она может еще более усугубить имеющиеся в Украине проблемы. Кто именно будет решать, куда вкладывать деньги украинцев, неизвестно. Часть экспертов считает, что администрированием могут заниматься налоговая, Пенсионный фонд, Казначейство. Другие же считают, что нужно создать новый эффективный институт, ведь функции Пенсионного фонда другие. В первую очередь его задача - собрать взносы и выплачивать пенсии. Он не может по своей сути заниматься инвестированием и зарабатывать деньги.
Да и сам по себе Пенсионный фонд называют огромной неэффективной машиной, которая только на свое содержание проедает 5 миллиардов гривен. Для администрирования взносов предлагали создать новое ведомство – Пенсионное казначейство. Галина Третьякова предлагала ликвидировать фонд и передать его функции Минфину или Госказначейству. Либо преобразовать фонд вместе с фондами социального страхования и безработицы в Национальное страховое агентство.
Пока конкретики от Минсоцполитики по этим вопросам нет.
"Подарки" от президента: индексация и дополнительные выплаты
Помимо всего прочего Украина обязалась перед МВФ закрепить в законе "Об обязательном пенсионном страховании" норму о ежегодной индексации пенсий. Это значит, что больше манипуляций с выплатами не будет. Саму по себе индексацию называли подкупом избирателей, ведь она была внедрена непосредственно перед выборами. В марте 2019 года, к примеру, 10,2 миллионов пенсионеров получили индексированную пенсию, а в этом году доплаты задержали.
Денег на них, якобы, не нашлось, но зато были выплачены президентские надбавки для пенсионеров. В целом на доплаты для самой старой категории пенсионеров в текущем году потратят минимум 6 миллиардов гривен.
Глава Минсоцполитики Марина Лазебная ранее также высказалась за закрепление в законодательстве четкой даты индексации, так что изменений на законодательном уровне можно ждать уже в ближайшее время.
Также Украина в меморандуме с МВФ обязалась отказаться от дальнейшего дискреционного увеличения выплат. То есть фактически мы больше не должны внедрять новые точечные льготы. И хотя по всем предыдущим пунктам Украина выражает полную и безоговорочную готовность выполнять все требования, от доплат власть отказываться пока не готова.
Программу "80 +" уже внедрили. Теперь по 500 гривен хотят платить украинцам в рамках программы "75+". Лазебная считает это первым шагом для того, чтобы пенсии соответствовали приблизительному прожиточному минимуму. Откуда в бюджете возьмется еще дополнительно 500 миллионов гривен - непонятно.
По сути, это временное решение от президента, пока накопительные пенсии не заработали. Такой же подход внедряется и относительно работающих пенсионеров. Предпринимателей полностью освободили от уплаты ЕСВ, но наемных работников это никак не коснулось. А о том, что президент ранее обещал освободить от оплаты коммунальных услуг малообеспеченных пенсионеров старше 70 лет, похоже, все уже забыли.
В правительстве всеми силами пытаются ликвидировать растущую дыру в Пенсионном фонде. Вместо того, чтобы бороться с бедностью на системном уровне, повышать уровень жизни всех пенсионеров, внедряются точечные выплаты, которые затем могут быть успешно отменены. Это показатель отсутствия комплексной программы, которую так и не наработали за год.
Бессистемность борьбы с дефицитом ПФ может привести к еще большему его росту. Этому также способствуют законопроекты по типу № 1210, которые загоняют налогоплательщиков в "тень". Бороться с бедностью можно было бы за счет качественной налоговой реформы, экономически обоснованных тарифов. Просто переложить бремя пенсионного обеспечения на плечи самих украинцев, отсеивая при этом получателей выплат, явно недостаточно.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
19:47
2 грудня
ТОП новини
live comments feed...