• Головна
  • Снимают надбавки и могут урезать оклады. Как пересчитают зарплаты бюджетников и что от них останется
13:06, 21 січня 2020 р.

Снимают надбавки и могут урезать оклады. Как пересчитают зарплаты бюджетников и что от них останется

Снимают надбавки и могут урезать оклады. Как пересчитают зарплаты бюджетников и что от них останется

В Украине зреет новый зарплатный скандал. Пока общественность обсуждала шокирующие зарплаты и премии министров и их замов, Кабмин подал в парламент сразу два законопроекта, которые могут существенно ударить по кошелькам бюджетников.

В них предлагается отвязать зарплаты в бюджетной сфере от прожиточного минимума и платить "с учетом финансовых возможностей государственного и местных бюджетов". - То есть, по возможности. Будут деньги - выплатим зарплаты, не будет - не выплатим, так?

Как считают в профсоюзах, это может сильно сократить и без того невысокие доходы работников бюджетной сферы.

Раннее правительство уже говорило об идее отвязать от прожиточного минимума различные социальные выплаты и штрафы. Но в Кабмине решили пойти еще дальше, и добавить в "черный список" зарплаты бюджетников.

Если сейчас минимальный должностной оклад в бюджетной сфере привязан к прожиточному минимум (в этом году — порядка 2 тысяч гривен), то, согласно новому законопроекту, его предлагается зафиксировать формировать его отдельно, и ежегодно прописывать в бюджете на следующий год.

Попытка властей отвязать зарплаты бюджетников от прожиточного минимума поясняется просто. Прожиточный минимум давно не отвечает экономическим реалиям. Если в бюджете на этот год зафиксирована цифра чуть больше 2 тысяч гривен, то реальный прожиточный минимум, по оценкам экспертов, приближается к 5 тысячам. В бюджетных рекомендациях парламент поручил Кабмину найти возможность привести прожиточный минимум к экономически обоснованному уровню. Также время от времени предпринимаются попытки оспорить нынешний прожиточный минимум в суде, и по этому поводу уже были положительные решения. Так что повышение официального прожиточного минимума — вопрос времени.

Но, если прожиточный минимум повысить, автоматически вырастут и все привязанные к нему бюджетные платежи — минимальные пенсии, социальные выплаты, штрафы и зарплаты бюджетников. А такой дополнительной нагрузки бюджет просто не потянет, —отмечают в Кабмине.

Поэтому прожиточный минимум решили заменить по соцвылатам и штрафам на некую базовую величину, а по зарплатам для бюджетников просто каждый год определять новые должностные оклады, в зависимости от возможностей бюджета.

То есть, если деньги есть, оклады бюджетников могут повысить, а если нет — то оставят на прежнем уровне, а то и снизят.

Как отмечают в Федерации профсоюзов, предлагается фактически ликвидировать запрет устанавливать бюджетникам минимальную зарплату не ниже прожиточного минимума, что нарушает нормы Конституции и закона "О государственных социальных гарантиях". Более того, есть риски, что мизерные зарплаты бюджетников попросту "заморозят", как это произошло, к примеру, со стипендиями.

При этом для внебюджетной сферы в законопроекте сохраняется норма о том, что минимальный должностной оклад должен составлять не меньше 50% от минимальной зарплаты (то есть, при минималке в 4,7 тысяч гривен в этом году — 2350 гривен).

"Внедрение двух подходов в определении должностных окладов — для работников бюджетной и внебюджетной сферы — приведет к дискриминации в сфере труда, в частности, нарушается право граждан на равную оплату равного труда. А отсутствие критериев по определению должностных окладов бюджетников нон и провоцирует сложности при формировании бюджетных запросов на следующий год", — отмечают в Федерации профсоюзов.

В профсоюзах говорят, что первыми пострадают педагоги и госслужащие в регионах, так как проект №2720 предлагает внести изменения в приконечные положения законов об образовании и госслужбе. Местным властям, по сути, разрешили платить учителям и чиновникам, исходя из возможностей бюджета. То есть, если денег в бюджете нет, то могут отменять различные надбавки, а это в зарплате бюджетников — до 50-70% и больше.

Напомним: для тех же педагогов законодательством предусмотрено целый ряд надбавок, в частности, за престижность учительского труда (до 30% от оклада), за классное руководство, за проверку тетрадей, за группу продленного дня, внеклассные занятия (каждая может достигать 10% от оклада) и пр. В итоге при окладе в 4,5 тысяч гривен педагоги могли выходить на зарплаты в 7-10 тысяч. Но эти доплаты сейчас гарантированы на законодательном уровне, и финансируются как из местных бюджетов, так и за счет целевых субвенций. В прошлом году из-за дефицит образовательной субвенции из государственного бюджета учителя в регионах несколько месяцев сидели на голых окладах, что привело к массовым недовольствам педагогов. Если же обязательность доплат отменят, снабдив формулировкой «исходя из финансовых возможностей бюджета», можно предположить, что во многих регионах таких возможностей не окажется. И учителей оставят на минимальном окладе. Чем это закончится предположить несложно — педагоги начнут массово увольняться, а родителям придется доплачивать за ту же продленку или внеклассные занятия, которые теперь получаются, станут для педагогов «дополнительной нагрузкой». Такое уже было в прошлом году, когда перестали платить надбавки — с родителей требовали до тысячи гривен в месяц и больше за продленку. И те, кому не на кого оставить ребенка, были вынуждены платить.

Но следующий проект — №2721 — предлагается распространить это правило — регулировать зарплаты в зависимости от финансовых возможностей бюджета — и на других бюджетников.

В законопроекте предусмотрено внести изменения в приконченные и переходные положения Бюджетного кодекса. Согласно им, Кабмин фактически в ручном режиме сможет устанавливать оклады "с учетом финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов" для следующих категорий: работников учреждений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы работников государственных органов, органов прокуратуры, судов военнослужащих, лиц рядового и руководящего состава

"Такое нововведение в условиях дефицита государственного и местного бюджетов грозит установлением разных окладов для разных категорий работников и необоснованной дифференциацией оплаты труда в бюджетной сфере", — считают в профсоюзах.

Но в Кабмине таких рисков не видят. Как указано в пояснительной записке к проекту №2721, замечания профсоюзов к документу не учтены.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...