Блогером может назваться практически любой человек, занимающийся массовым распространением информации посредством какой-либо площадки в интернете. Это может быть фотограф или модель в Инстаграме, актер в Фейсбуке, учитель или журналист в Твиттере, и так до бесконечности. Блогер – это одновременно хобби и работа, потому что крупные блоги могут неплохо зарабатывать на рекламе (например, в случае с Ютубом, речь идет о миллионах).

Однако вместе с популярностью растет и ответственность. В своем личном аккаунте вы спокойно можете размещать информацию, которая нравится только вам, и это вполне оправдано – на то он и личный. В случае же с популярным блогом вы будете скорее всего руководствоваться интересами и поведением массы – своей аудитории. По большому счету, в определенный момент блог становится средством массовой информации, только в нетрадиционном понимании.

Есть достаточное количество блогеров (особенно в видео формате), аудитория которых вполне сравнима по охвату с аудиторией нишевых изданий и даже превосходит ее. Например, канал самого востребованного российского видеоблогера (по состоянию на апрель 2018 года) и по совместительству журналиста Юрия Дудя имеет почти 4 млн подписчиков. Количество же просмотров на одном видео может достигать 10 млн. При этом важно учитывать и уровень вовлечения, который зачастую дает фору в десятки минут традиционным СМИ.

Так какую ответственность несет человек, называющий себя блогером?

Законодательная ответственность

Ожидание

В первую очередь, стоит помнить о законах, которые по своему определению равны для всех. Соответственно, блогеры – не исключение.

В 2014 году были внесены изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые касались деятельности блогов. Согласно этому закону, блогером считается «владелец Интернет-сайта или страницы Интернет-сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей». Закон обязывал блогеров соблюдать требования законодательства РФ, проверять достоверность размещаемой информации, не допускать распространение информации о частной жизни граждан, а также размещать свою фамилию и инициалы и электронный адрес для направления юридически значимых сообщений». Роскомнадзор также создал специальный реестр блогеров, куда заносились блоги с количеством посещений в сутки более трех тысяч. Блог фактически приравнивался к СМИ.

Реальность

В действительности, реестр прекратил свое существование 1 августа 2017 года. На конец июля того же года в реестре насчитывалось порядка 2200 блогеров. Однако совершенно очевидно, что блогов с посещаемостью более 3000 пользователей в сутки во всем интернете было ощутимо больше.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что Роскомнадзор фактически не исполнял надзорную функцию по блогерам – за ними следили правоохранительные органы. И этот факт доказывает случай с покойным Антоном Носиком, против которого было возбуждено уголовное дело за разжигание ненависти в его посте в «Живом журнале». Каждый отдельный блогер за нарушение того или иного закона несет ответственность.

По большому счету, сегмент блогосферы в интернете очень сложно контролировать с законодательной точки зрения. Закон попросту не успевает за быстро меняющимися технологиями и распространением информации в сети.

Моральная ответственность

Именно здесь начинается самое интересное. Если закон не успевает за онлайн реальностью, надеяться остается на саморегулирование – мораль и этику.

Ожидание

В теории, человек, который делится информацией с тысячами людей, осознает всю ответственность. Прежде всего, от качества его материалов зависит естественный прирост аудитории, а соответственно, популярность и прибыль. В принципе, как и в СМИ.

Помимо этого, блог часто имеет лицо, и вполне узнаваемое. При возникновении конфликтных ситуаций, пострадает не собирательный образ, а конкретный человек. Это уже вопрос репутации. Поэтому блогер скорее всего будет заботиться о том, что и как он пишет/снимает/говорит.

То же самое касается и рекламы, как части информации, которую распространяет блогер и за которую несет ответственность.

Реальность

На деле, блогосфера не так бинарна.

С одной стороны, блогеры действительно осознают ответственность, которую они сами же на себя возложили. Особенно четко это осознают люди, пришедшие из в блогосферу из журналистики (или совмещающие оба занятия). Например, популярный в Инстаграме блогер и журналист Саша Митрошина (430 тыс. подписчиков) написала:

«Блогеры не уступают СМИ по силе влияния, а по уровню доверия часто превосходят. Иметь аудиторию, которая тебе ВЕРИТ – это власть, которой надо пользоваться с умом».

В том же посте она описала основополагающие принципы журналистской этики применимые для блогеров. Звучат они следующим образом:

1. НЕ рекламировать мошенников, обман, плохие и не качественные товары и услуги.

2. Если оперируете в посте точными цифрами и фактами – приводите источники. За КАЖДОЕ слово, которое блогер пишет, он должен отвечать.

3. Проверяйте факты. «Все говорят», «общеизвестно» – это НЕ аргумент.

4. Не поддавайтесь панике. Особенно это важно в чрезвычайных ситуациях вроде недавней в Кемерово.

К сожалению, далеко не все блогеры руководствуются морально-этическими ориентирами при распространении информации. Порой такие факторы как хайп и деньги становятся сильнее.

Хайп

Само слово пришло в русский язык из английского и означает ничто иное как «шумиха», «ажиотаж» вокруг чего-либо. Хайп очень хорошо привлекает внимание к определенному человеку или ситуации, поэтому блогеры активно это используют. За последние годы слово успело приобрести негативное значение, так как зачастую люди преследуют меркантильные цели – прибыль, известность, играя на не самых положительных событиях.

Реклама

При определенном количестве аудитории блогеру открывается такой дивный мир как реклама, и каждый подходит к ее выбору по-разному. Одни рассматривают это исключительно как источник дохода и рекламируют практически все подряд. 

Благо, таких блогеров не так много. Большинство все же понимает не только ответственность, но и дорожит доверием аудитории. В этом случае реклама воспринимается скорее как рекомендательный инструмент с приятным бонусом в виде денег для блогера.

Специальная маркировка для проплаченных постов – это обязательный минимум (как и в случае со СМИ). Чаще всего, это действительно работает, и рекламу вы отличите довольно легко.

В любом случае, определяющим фактором при чтении/просмотре любых материалов, будь то публикация блогера или статья федерального СМИ, должна быть ваша собственная медиаграмотность. Благо, сейчас мы живем в то время, когда обилие информации порождает не только хаос, но и выбор.